- СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
-
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ — систематическое государственное наблюдение за состоянием здоровья трудящихся, условиями труда и фиксация соответствия или несоответствия результатов наблюдения предполагаемым показателям. Согласно Положению о социально-гигиеническом мониторинге, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426, С.-г. м. — это государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Работу по мониторингу УТ, ОТ и профессиональной заболеваемости координирует Минздравсоцразвития России.
Проверка на соответствие нормативным требованиям ОТ. В ст. 209 ТК РФ определено, что безопасные условия труда — УТ, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. В ст. 219 и 220 ТК РФ говорится о праве и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.
В основе нормативного подхода лежит методология "порогового" характера воздействия факторов производственной среды. Считается, что вредное воздействие на организм человека происходит только при превышении "пороговых" значений: предельно допустимой концентрации (ПДК) химических и биологических веществ; предельно допустимого уровня (ПДУ) шума, вибрации; предельно допустимой дозы (ПДД) излучения и др. факторов. Этот подход отражен в Руководстве Р 2.2.755—99 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", утвержденном Минздравом России 23 апреля 1999 г. Оптимальные УТ (1-й класс) и допустимые УТ (2-й класс) характеризуются отсутствием факторов, превышающих установленные гигиенические нормативы для рабочих мест. Допустимые УТ условно относят к безопасным. В деятельности управления ОТ реализуется принцип "минимального риска". Большое значение придают измерению факторов производственной среды и сравнению показателей с нормативными ПДК и ПДУ, а также процедуре аттестации рабочих мест по условиям труда.
Оценка риска. Поскольку невозможно полностью исключить профессиональный риск из процесса трудовой деятельности, требуется оценка риска с целью определить класс профессионального риска и минимизировать опасность, устранив какие-л. неблагоприятные факторы производственной среды. Это крайне важно для профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Профессиональный риск — это вероятность повреждения (утраты) здоровья. Класс профессионального риска определяется уровнем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходами по страхованию. Сопоставляют затраты по обеспечению приемлемого профессионального риска (допустимых УТ) и те убытки, которые будут связаны с возмещением вреда пострадавшим работникам и с их реабилитацией.
Контроль за состоянием здоровья работников. Одной из задач С.-г. м. является учет профзаболеваний. Минздравом России утверждены медицинские регламенты допуска к профессии, порядок организации и проведения профилактических медицинских осмотров работников. Приказы от 5 октября 1995 г. № 280/88, от 14 марта 1996 г. № 90 и от 10 декабря 1996 г. № 405 касаются вопросов медицинского обеспечения работающих и допуска к профессиональной деятельности, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов. Приказом от 23 июня 1994 г. № 130 "Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования" определены принципы работы лечебно-профилактических учреждений общелечебной сети по медицинскому обеспечению работников, а также способы реформирования медико-санитарных частей, их слияния с муниципальной системой здравоохранения. Данным приказом в номенклатуру введена должность врача-профпатолога. В стране создано свыше 80 территориальных центров профпатологии, функционирует Центр профпатологии Минздрава России. Разработана система сертификации специалистов по профпатологии, постоянно совершенствуется система лицензирования деятельности профпатологов.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.